2308 | +2
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НЕОПЯТИДЕСЯТНИКИ | БОРЬБА С ДЕСТРУКТИВНЫМИ СЕКТАМИ
 
 
 
 
ЗВЕЗДА НА ЗВЕЗДЕ
 
   
  ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОСТРОТИН  
 
СОЮЗ ДЕСАНТНИКОВ РОССИИ
 
   
  КОНФЕРЕНЦИЯ СОЮЗА ДЕСАНТНИКОВ РОССИИ  
 
ЛЕГЕНДЫ АРМИИ
 
   
  ЮНУС БЕК ЕВКУРОВ  
 
 
 
 
     
 
    ПАЛАЧЁВ.РФ | ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТ | МОЯ РОССИЯ
 
     
 

2021 | КОСМОНАВТЫ ВДВ. РЕАКТАВР

23.01.2021
   
     
  23 января 1976 года успешно испытана парашютно-реактивная система РЕАКТАВР (реактивный кентавр). Вместо пяти куполов КЕНТАВРА - на РЕАКТАВРЕ был установлен один купол. Скорость снижения груза на этой системе достигала 20-25 м/с (примерно в 3 раза выше, чем на парашютно-платформенной системе), а у самой земли, за счет работы реактивной тормозной двигательной установки, снижалась почти до нуля. Это увеличивало точность десантирования...  
     
     
  • 23 января 1976 года успешно испытана парашютно-реактивная система РЕАКТАВР (реактивный кентавр). Вместо пяти куполов КЕНТАВРА - на РЕАКТАВРЕ был установлен один купол. Скорость снижения груза на этой системе достигала 20-25 м/с (примерно в 3 раза выше, чем на парашютно-платформенной системе), а у самой земли, за счет работы реактивной тормозной двигательной установки, снижалась почти до нуля. Это увеличивало точность десантирования. Парашютно-реактивная система, смонтированная на Боевой машине десанта БМД-1, составляла меньшую долю десантируемого моногруза, как по массе, так и по габаритам, что в целом позволяло в составе одного воздушного эшелона десантировать больше грузов. Кроме того, боевая машина десантировалась с повышенным количеством боеприпасов и топлива. После приземления парашютно-реактивная система не оставляла вокруг машины огромных полотнищ парашютов - белого болота, нередко мешавшего ей начать движение. Испытывали новую технику Маргелов Александр Васильевич и Щербаков Леонид Иванович. В 1996 году они были удостоены за этот подвиг звания Героя России

       

    В настоящее время разработана новая парашютно-десантная система БАХЧА-У-ПДС для БТР и БМД. Парашютная система предназначена для доставки на сушу боевых машин с экипажем, десантируемых из самолётов типа Ил-76 и их модификаций. Она позволяет доставить технику в назначенную точку, обеспечивая полную сохранность боевой машины десанта и её готовность к действию сразу после приземления. По своим характеристикам парашютная система БАХЧА-У-ПДС не имеет зарубежных аналогов. Инновационным решением при создании средства десантирования является разработанный принцип принудительного наддува, который гарантированно позволяет обеспечить снижение перегрузок до приемлемых значений при приземлении. Поступление парашютно-десантной системы БАХЧА-У-ПДС в Воздушно-десантные войска России состоялось в 2017 году

      Мужество - укрощение КЕНТАВРА  
         
         
     

    5 января 1973 года. Экипаж Кентавра - командир подполковник Зуев Леонид Гаврилович  ≡  и наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов - докладывает о выполнении сложнейшего задания командующему Воздушно-десантными войсками генералу армии Василию Маргелову. Скупые, уставные фразы. Но какая буря эмоций кипит в душе у офицеров! Впервые в мировой истории они свалились на голову противника с неба в боевых машинах десанта.

     

     
       СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ МАРГЕЛОВ СО СВОИМ ОТЦОМ - ЛЕГЕНДАРНЫМ КОМАНДУЮЩИМ ВАСИЛИЕМ ФИЛИППОВИЧЕМ МАРГЕЛОВЫМ    
             
     

    Своё начало суперпроект берет на рубеже шестидесятых - семидесятых. Тогда у командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии Маргелова Василия Филипповича вызревает смелая и, на первый взгляд, неосуществимая мысль: десантировать людей прямо в технике, а не раздельно, как это делалось до этого. В боевых машинах десанта воины прыгали бы на землю и сразу же шли в атаку. Революционная мысль! Тем самым достигался существенный выигрыш во времени, повышалась мобильность десантных подразделений. 

    Идея все больше захватывала командующего. Но как ее материализовать? Нужно искать союзников, единомышленников, искать людей, которые решились бы на подобное. Василий Маргелов, как вспоминают очевидцы, все чаще как бы невзначай проверяет приемлемость идеи в беседах с ближайшими помощниками - генералами и офицерами штаба ВДВ. Вскоре о ней заговорили в войсках. Одни поддерживали, одобряли, считали, что идея осуществима, только первичный толчок ей нужен. Другие говорили, что замысел командующего хорош, да время для него не пришло: вот появится более сложная техника, тогда можно подумать и о совместном десантировании. Третьи отнеслись ко всему этому как к неосуществимым мечтам фронтовика-командующего, дескать, столь рискованную операцию Маргелову даже при его высоком авторитете в армии и стране вообще не позволят реализовать. Однако многих идея увлекла.

    Майор Зуев, преподаватель Рязанского училища ВДВ, узнав, что в Москве, в штабе войск, прорабатывается вопрос о совместном десантировании техники и людей, воспринял идею как задачу ближайшего дня. Опытный офицер, мастер парашютного спорта, он увлек проектом многих курсантов. Со схемами и расчетами в руках Зуев на занятиях доказывал им, как расширятся возможности десантников, научись они прыгать с неба на голову противнику прямо в боевых машинах. Наиболее отчаянные согласились на небольшие эксперименты. Какие? Курсант садился в кресло на платформе, к которой обычно крепилась боевая техника, к креслу привязывали амортизаторы самодельного изготовления. Платформу поднимали на определенную высоту и отпускали, имитируя ее столкновение с грунтом при десантировании. А затем анализ жесткого приземления.

    Однако эксперименты вскоре свернули, командование училища осталось недовольно самодеятельностью преподавателя. Чертыхался и Маргелов: как, мол, на такое отважились, не имея никаких методик, переломают людей, да и только. Однако со временем командующий вспомнил о преподавателе-экспериментаторе и попросил кадровиков прикомандировать его, если согласится, к штабу ВДВ, мол, такие нам скоро будут нужны. Путь в штаб ВДВ, а если конкретнее, в научно-технический комитет майора Леонида Щербакова был несколько иным, но привела его туда также неуемная тяга к новаторству. В 1968 году он окончил Военную академию бронетанковых войск и назначен инженером-испытателем военной техники в научно-исследовательский институт. Щербакову поручают доводку новой тогда боевой машины десанта БМД-1. Полигонные испытания чередуются с проверкой техники в разных климатических зонах, в условиях войсковой эксплуатации. 

    Тяготит Щербакова одно - он никогда не прыгал с парашютом. Офицер обратился к командиру каунасской 7 дивизии ВДВ, где испытывали новую технику, с просьбой разрешить совершить прыжок вслед за сбросом машины. Мотивировал это тем, что он знает БМД до винтика, однако не имеет возможности понаблюдать за ней в воздухе во время спуска. Либо, проводив ее, остаюсь в самолете, либо ожидаю приземления платформы с техникой на землеГотовься к прыжку! - таково было решение комдива. Позади небольшой курс предпрыжковой подготовки. И вот однажды, когда командующий ВДВ прибыл в Каунас, комдив рассказал о просьбе Щербакова, о его готовности вести исследования и в воздухе. Маргелов не только разрешил офицеру провести такие прыжки, но и взял его на заметку, как болеющего за дело офицера, специалиста-экспериментатора.

    Вскоре Щербаков покидает борт самолета сразу же после выброски БМД. Сам прыжок прошел, что называется, штатно, а вот приземление... У Леонида хрустнула кость левой ноги - перелом в двух местах. 
    Ну что, допрыгался? - взглядом указав на покалеченную ногу, спросил месяца через полтора Маргелов представшего перед ним уже выздоравливающего танкиста. Не сдрейфил? Тогда слушай, что скажу. Герой ты. Забираю тебя к себе, твое танковое командование не против. Пытливым и отчаянным самое место в десанте. Не пожалеешь.

    И Леонид Щербаков, как он позже отмечал сам, не пожалел о смене рода войск. В научно-техническом комитете ВДВ и впрямь работа была захватывающей. Там к тому времени служил и младший из пяти сыновей командующего, Александр Маргелов. Он окончил Московский авиационный институт, работал в Центральном конструкторском бюро, которое занималось созданием космических аппаратов. Но на каком-то этапе, почувствовав, что биография лунников завершается, он обращается к отцу. Тот идет навстречу, переводит его офицером в научно-технический комитет ВДВ. Поясняет Согласен, что в КБ сидеть не дело, настоящие мужики в Воздушно-десантных должны служить. Обещаю, что скучно тебе не будет. Так и вышло. Александр служил в Москве, но каждый год 6-8 месяцев проводил в командировках, на испытаниях парашютных систем. Остряки это назовут протекцией по-маргеловски. Словом, в научно-техническом комитете Воздушно-десантных войск в начале семидесятых собрались люди, которых отнюдь не прельщала кабинетная работа...

     
         
        Опыт сброса БМД на многокупольных парашютных системах и специальных платформах к концу 1972 года был накоплен уже достаточно большой. Новые эффективные машины десантники с успехом применяли на крупных тактических учениях. Они принимали их с неба, расконсервировали и вступали на них в бой. Системы имели достаточно высокую, подтвержденную большим количеством десантирований, надежность - 0,98. Для сравнения: надежность обычного парашюта составляет 0,99999, то есть на 100000 применений - один отказ.   
             
      Подготовка к десантированию требовала довольно длительного времени, а перевозка систем на аэродромы - большого количества грузового автотранспорта, который двигался со скоростью черепахи. Трудно было и загружать зашвартованные машины в самолеты. Не удовлетворяла и низкая скорость снижения БМД на многокупольных парашютных системах (5 куполов по 760 квадратных метров) - 5-6 м/сек. К тому же при приземлении купола мешали движению боевых машин, они попадали в гусеницы, плавились, отчего заклинивали движители. Но самая большая сложность состояла в другом. С самолетов разных типов сбрасывали от одной до четырех машин, экипажи прыгали за ними. Порой десантники рассеивались на расстоянии до пяти километров от своих БМД и подолгу искали машины. 
    Командующий ВДВ генерал армии Василий Маргелов, участник пяти войн, прекрасно понимал, что при значительном разбросе десантников и техники боевая задача может оказаться невыполнимой - противник уничтожит большую часть десанта сразу после приземления. И закипела работа над проектом. 
    Ее летом 1971 года начал коллектив научно-технического комитета ВДВ. Начали создавать комплекс парашютная система - боевая машина - человек, получивший кодовое обозначение КЕНТАВР (механик-водитель машины на марше высовывался из люка по пояс - отсюда аналогия). В начале 1972 года комплекс был создан. Испытатели приступили к копровым сбросам макета машины с людьми, переносимость перегрузок проверяли специалисты ГНИИ авиационной и космической медицины. В машинах установили упрощенные космические кресла типа КАЗБЕК - КАЗБЕК-Д. После получения положительных результатов последовал этап технических десантирований комплекса из самолетов. Затем - прыжки собак. Результаты также великолепные - животные переносили перегрузки нормально. Теперь людям предстояло оседлать КЕНТАВР.

    Маргелов-старший никогда не просил Александра, никогда не приказывал ему принять участие в столь рискованном проекте, каковым являлся сброс людей внутри боевой техники. Просто однажды, делясь своими планами, как бы между прочим заметил, что рассчитывает на него. Этого оказалось достаточно. В семье повелось уважать Маргелова-старшего, хотя никому из сыновей он поблажек не давал. И потом Александр понимал (не мальчик уже был), что, требуя от людей жертвовать своими интересами ради общего дела, заставляя их нередко рисковать собой, отец, кроме сугубо должностного права, должен иметь и право моральное, причем на все сто процентов. В том начинании, что замышлял командующий, это право должен ему дать он, сын-десантник.

    Старший лейтенант Александр Маргелов написал рапорт первым, едва командующий объявил в войсках набор добровольцев на участие в программе КЕНТАВР. Вторым не раздумывая решился рискнуть Леонид Зуев. 
    Однако идея долгое время оставалась нереализованной: не было разрешения на подобное десантирование. Несколько раз генерал Маргелов, заручившись поддержкой начальника Генштаба маршала Виктора Куликова, ставит вопрос перед министром обороны СССР маршалом Андреем Гречко. Однако тот непреклонен: средств спасения для членов экипажа на случай отказа многокупольной системы в БМД нет, даже индивидуальные парашюты не предусмотрены. Маргелов продолжает обивать порог кабинета министра, рассказывает о том, что уже два года на специальных копрах ведутся сбросы машин с людьми, моделирующие их приземление на парашютах, медики тщательно изучают динамическое воздействие на организм человека таких ударов, нахваливают космические кресла для экипажа. Однако каждый раз получает отказ.

    Как удалось сломить неуступчивость министра? Рассказывают, что однажды генерал Маргелов привел свой самый крутой, как сегодня принято говорить, аргумент, бросил в бой свой главный козырь. Маршал Гречко на очередную просьбу Маргелова об испытаниях начал говорить о чрезмерном риске в осуществлении проекта КЕНТАВР, а затем спросил: Ты хоть понимаешь, Василий Филиппович, на что идешь? И потом, кого посадишь в машины? Надежных, проверенных офицеров-десантников. Первым пойдет мой сын Сашка! Он согласен - ответил Маргелов... Андрей Гречко, не найдя больше слов, лишь развел руками: мол, раз так, проводи испытания.

    В середине декабря 1972 года Леонид Зуев, Александр Маргелов и пятеро дублеров (курсанты Рязанского училища и спортсмены Центрального спортивного парашютного клуба ВДВ) под руководством заместителя командующего по воздушно-десантной службе генерал-лейтенанта Ивана Лисова на специальном тренажере у подмосковной деревни Медвежьи Озера прошли заключительную подготовку к десантированию внутри боевой машины...

    Отгремели новогодние праздники 1973 года, и 5 января (испытания проводились на парашютодроме Слободка близ Тулы) Ан-12 поднял на своем борту в воздух БМД с экипажем внутри. Зафиксированные в креслах КАЗБЕК-Д, сидят на месте механика-водителя боевой машины командир экипажа подполковник Леонид Зуев, наводчика-оператора - старший лейтенант Александр Маргелов. Еще мгновение, и наступают минуты подвига, мужества, самоотверженности, профессионализма.

     
         
         Александр Васильевич Маргелов: Машина плавно перевалилась через обрез грузолюка - до земли 800 метров. Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, наш «утюг» сначала завалился на 135 градусов от горизонтали, затем стал раскачиваться с постепенно уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, а затем и основные парашюты. Перевернувшись в первый момент вниз головой, мы несколько секунд испытывали состояние, близкое к невесомости. В воздух поднялся невесть откуда взявшийся в машине хлам...  
      ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК ГЕРОЙ РОССИИ
    АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ МАРГЕЛОВ
     
             
     

    В следующий момент все гулко ухнуло на пол и потом еще некоторое время там перекатывалось, пока машина «изображала» из себя маятник. 
    Отказала радиосвязь. Пришлось ориентироваться по личным ощущениям да по показаниям приборов (высотомер после раскрытия многокупольной системы равномерно приближал к земле, а вариометр застыл на скорости снижения около 6 м/сек). «Второй», я - «Первый»! - услышал я голос командира,  - прими позу изготовки, сейчас будет земля!». «Первый», я - «Второй», понял, принять позу изготовки». И тут последовал резкий, перекатывающий удар. Наши головы мгновенно «выбили морзянку» из заголовников, и все замерло. Неожиданная тишина навалилась на нас, ощущение, будто мы одни в мире. Но это продолжалось лишь мгновение. Не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем. Освободив машину от парашютной системы и платформы, быстро заняли свои места внутри: Леонид - за рычагами, я - в башне. Пока он заводил двигатель, я выискивал, поворачивая башню, цели для обстрела. Есть! И сразу, с началом движения, бухнуло орудие «Гром» - конечно же, эта была имитация, и последующая стрельба из пулемета велась холостыми, но в первом эксперименте это было не главное... 

    Главным было другое. Эксперимент удался в целом, он подтвердил идею командующего, теперь десантники сразу после приземления могли вступать в бой. Вслед за Леонидом Зуевым и Александром Маргеловым, первыми в мире совершившими уникальное десантирование, пошли другие надежные, проверенные десантники. Сотни солдат, сержантов, офицеров ВДВ повторили позже бросок КЕНТАВРА. Причем все десантирования с людьми прошли успешно.

    На очереди была еще более сложная и ответственная задача - освоить десантирование части экипажа внутри БМД-1 на парашютно-реактивной системе (ПРС) - без платформы. На очереди была программа РЕАКТАВР - РЕАКТИВНЫЙ КЕНТАВР. В системе вместо нескольких применили один, более экономичный и легкий парашют - купол площадью 540 квадратных метров. Систему монтировали и перевозили непосредственно на БМД - в отличие от многокупольной, присоединявшейся к машине на аэродроме перед вылетом. Весила она около тонны. РЕАКТАВР спускался из самолета со скоростью вчетверо большей, нежели КЕНТАВР (до 25 метров в секунду), в момент приземления скорость вертикального снижения гасилась до нуля за счет тяги реактивных двигателей.  В ходе подготовки к новому эксперименту 26 августа 1975 года испытывается комплекс совместного десантирования (КСД). Два человека приземлялись в БМД, а четыре - рядом, в специальной кабине, смонтированной на платформе.

    Меня вызвал отец, - вспоминал Александр Маргелов, - и сказал, что нужно прыгнуть на КСД. Я в ответ: - Готовлюсь по программе РЕАКТАВР, зачем мне КСД? - Для тренировки, - отрезал отец и поручил мне возглавить экипаж.

    Офицеры НТК выехали в Рязань, в полк, которым командовал Владислав Ачалов - впоследствии командующий ВДВ, и испытание КСД состоялось. Капитан Александр Маргелов с майором Александром Петриченко и двумя сержантами десантировались в кабине, на платформе, а майор Леонид Щербаков с одним десантником - в БМД-1. Во время снижения КСД майор Александр Петриченко в соответствии с заданием совершил экспериментальный прыжок со снижающейся системы - единственный в мировой истории

    Словом, подготовка к испытаниям РЕАКТАВРА шла напряженнейшая. Людей волновала надежность парашютной реактивной системы. Расчетная равнялась 0,95, то есть на 100 применений - пять отказов. Всего провели 47 испытаний и результаты считали обнадеживающими: система хотя и сложная, но гораздо легче (на целую тонну) и совершенней парашютно-платформенных средств. Желающих полетать на БМД было немного (при последнем десантировании разбился любимец десантников пес Буран), но они были. Командующий доверил возглавить экипаж сыну - майору Александру Маргелову, роль механика-водителя поручали подполковнику Леониду Щербакову. Опять первыми были офицеры научно-технического комитета ВДВ. И пошли они на эксперимент осознанно, а не в качестве подопытных кроликов, как потом некоторые пытались окрестить их поступок. Ради чего подвергли себя опасности офицеры? Новый проект здорово увеличивал потенциал десанта при выполнении боевых задач. 

    А теперь о самом прыжке. Он состоялся зимой, 23 января 1976 года, на парашютодроме 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии Кислово, что под Псковом. Специально выбрали снежное, сугробное место, чтобы приземление было мягче, реактивная система срабатывала все же достаточно жестко - погасить скорость спуска до 25 метров в секунду непросто. Однако испытателям не повезло - БМД плюхнулась в самый центр укатанной ледяной дороги. И все же посадка удалась. Машина тут же помчалась по трассе, экипаж вышел на огневой рубеж и превосходно отстрелял. РЕАКТАВР приняли на вооружение. 

    23 января 1976 года впервые в мире осуществлен сброс боевой техники вместе с экипажем из самолета с использованием парашютной реактивной системы. Радость успеха с десантниками разделили специалисты коллективов конструкторского бюро | главный конструктор - Алексей Привалов Московского агрегатного завода УНИВЕРСАЛ, создавшие системы десантирования для КЕНТАВРА и РЕАКТАВРА, ГНИИ авиационной и космической медицины | начальник института - генерал-майор медицинской службы Николай Рудный, определившие предельные перегрузки для испытателей, завода ЗВЕЗДА | главный конструктор - Гай Северин, подарившие десанту кресла КАЗБЕК-Д, большая группа военных специалистов. И, конечно же, командующий войсками Василий Маргелов - неутомимый руководитель программы. 

    В августе 1996 года Александру Маргелову и Леониду Щербакову за проявленные мужество и героизм присвоено звание Героя Российской Федерации. Александр Маргелов носит еще одно высочайшее звание - мирового рекордсмена по десантированию вместе с боевой техникой. На его счету два полета внутри БМД и один - совместно с БМД. Подобного мировая история не знает!

     
     

    Как сложилась испытателей, ходивших по лезвию бритвы? Александр Васильевич Маргелов, он, к слову, совершил 145 прыжков с парашютом, окончил экстерном десантное училище, факультет руководящего инженерного состава Военной академии бронетанковых войск. В 1980 году по заключению врачей отстранен от прыжков и ушел в систему специальной военной торговли. Затем перешел в Государственную компанию РОСВООРУЖЕНИЕ... Умер Александр Васильевич в 4 часа утра 19 июля 2016 года в военном госпитале имени Бурденко, на 71 году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни...

    Леонид Щербаков после двух полетов на БМД продолжал трудиться в НТК Воздушно-десантных войск. В 1979 году поступил в Военную академию Генерального штаба, а после окончания служил на Северном Кавказе, в Группе советских войск в Германии, Главной инспекции Министерства обороны СССР, генерал-лейтенантом ушел в запас... 

    Своя биография у Леонида Зуева. После КЕНТАВРА он служил заместителем командира полка, а затем заместителем командира известной на весь мир тульской 106 воздушно-десантной дивизии по парашютно-десантной подготовке. С этой должности и уволился в запас... Он был частым гостем у сегодняшних десантников. Свои беседы всегда начинал с истории герба дивизии, на котором изображен кентавр... 13 июля 2009 года, на 77 году, в Туле, не стало командира первого в мире экипажа, который десантировался внутри боевой машины в январе 1973 года.

     
             
        Программы КЕНТАВР и РЕАКТАВР - мужество десантников, героизм испытателей, высочайший интеллект создателей техники. И, конечно же, это вулканирующая энергия Василия Маргелова - основателя и создателя современных Воздушно-десантных войск. Всю свою жизнь он не боялся брать ответственность на себя, а главное - верил в людей. Верил в тех, кого сам учил и воспитывал, в первую очередь - личным примером. Некоторые обвиняют его в отсутствии отцовских качеств. Этого не было. Как свидетельствует порученец командующего, когда седлали КЕНТАВРА, Василий Филиппович Маргелов держал в кармане шинели заряженный одним патроном пистолет.  
      23 ЯНВАРЯ 1976 ГОДА, ДЕСАНТИРОВАНИЕ БМД С ЭКИПАЖЕМ, РЕАКТАВР      
             
  © 2016 - ПАЛАЧЁВ.РФ | ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТ | ОБЗОР ПОДГОТОВЛЕН НА БАЗЕ ОТКРЫТЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ | ЗАКОНЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ МИНОБОРОНЫ РОССИИ | ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ИСТОРИЯ.РФ | ©2003. ЖУРНАЛ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ БРАТИШКА. АНАТОЛИЙ ДОКУЧАЕВ. ВИКТОР ГРИБОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЙЧУК | ФОТОГРАФИИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА МАРГЕЛОВА  
     
  ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО - ИГИЛ | ДЖЕБХАТ АН-НУСРА - ФРОНТ ПОБЕДЫ | АЛЬ-КАИДА - БАЗА | БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ - АЛЬ-ИХВАН АЛЬ-МУСЛИМУН | ДВИЖЕНИЕ ТАЛИБАН - СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА - АЛЬ-ДЖИХАД ИЛИ ЕГИПЕТСКИЙ ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД | ИСЛАМСКАЯ ГРУППА - АЛЬ-ГАМАА АЛЬ-ИСЛАМИЯ | АСБАТ АЛЬ-АНСАР | ПАРТИЯ ИСЛАМСКОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ - ХИЗБУТ-ТАХРИР АЛЬ-ИСЛАМИ | ИМАРАТ КАВКАЗ - КАВКАЗСКИЙ ЭМИРАТ | КОНГРЕСС НАРОДОВ ИЧКЕРИИ И ДАГЕСТАНА | ИСЛАМСКАЯ ПАРТИЯ ТУРКЕСТАНА (БЫВШЕЕ ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА | МЕДЖЛИС КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО НАРОДА | МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТАБЛИГИДЖАМААТ | УКРАИНСКАЯ ПОВСТАНЧЕСКАЯ АРМИЯ - УПА | УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ - УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ САМООБОРОНА - (УНА - УНСО | ТРИЗУБ ИМ. СТЕПАНА БАНДЕРЫ | УКРАИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БРАТСТВО | УКРАИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВЫЙ СЕКТОР | МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АУМ СИНРИКЕ | СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ | АУМСИНРИКЕ - AUMSHINRIKYO, AUM, ALEPH | НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПАРТИЯ | ДВИЖЕНИЕ СЛАВЯНСКИЙ СОЮЗ | ДВИЖЕНИЕ РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО | ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ | КОМИТЕТ НАЦИЯ И СВОБОДА | МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АРЕСТАНТСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЕДИНСТВО  ≡   
 
     
 
 
 
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ
 
   
  РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО  
 
НОВОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В НОВОСТЯХ СТРАНЫ И РЕГИОНА
 
   
  ПАЛАЧЁВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ | В ТЕМУ  
 
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
 
 
 
2308 | +2 | 7472 AdBlock Plus 21.69% 23.01.2024
 
© 2015 - ПАЛАЧЁВ.РФ | ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ. ВСЕ МАТЕРИАЛЫ САЙТА МОГУТ БЫТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В ЛЮБЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НА ЛЮБЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОВОСТНЫХ ЛЕНТАХ ИЛИ НА ЛЮБЫХ НОСИТЕЛЯХ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ОБЪЕМУ И СРОКАМ ПУБЛИКАЦИИ. ЭТО РАЗРЕШЕНИЕ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, РАДИОСТАНЦИИ, ТЕЛЕКАНАЛЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ. ЕДИНСТВЕННЫМ УСЛОВИЕМ ПЕРЕПЕЧАТКИ И РЕТРАНСЛЯЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК. НИКАКОГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.